Работы автора розового танка, самого известного на сегодняшний день
чешского современного скульптора Давида Черны, вызывают как
восхищение, так смех и критику. Иногда люди благодарны, что проект не
удалось осуществить, как, например, в случае позолоченной
двусмысленной статуи «Народ навсегда себе» фонтанирующей невесть чем,
которая так и не появилась на крыше пражского Национального театра.
Кто-то наверняка вспомнит «некорректную» «Акулу» – фигуру связанного
полуобнаженного Садама Хуссейна в аквариуме и инсталляцию «Энтропа»,
из-за которой разгорелся дипломатический скандал. А кто-то покажет
фотографию Фрейда, висящего на пражской крыше, ухватившись одной рукой
за балку… Как бы то ни было, многие работы Черны становятся
достопримечательностями — ползущие по столичной телебашне
гигантские младенцы, скульптура св. Вацлава, чей «славе не воссиять»,
поскольку князь еле держится в седле на брюхе перевернутого мертвого
коня. Вскоре в Праге раздастся гудок необычного моста-паровоза,
который станет напоминанием о самой известной железнодорожной
катастрофе в Европе XIX века. И тут не обошлось без Черны. Не пора ли
вместо «шерше ля фам» говорить «ищите Черны»?